Меню
© 2018. Все права защищены
Частичное или полное использование материалов (включая перевод материалов) с этого сайта разрешается только при условии ссылки и/или прямой открытой для поисковых систем гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте. Ссылка/гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Ссылка/гиперссылка обязательна вне зависимости от полного либо частичного использования материалов.
Публичная оферта

Блог

Диагностика за 30 секунд: как оценить состояние клиента одним взглядом

Метки поста

С какими бы целями, в каком бы состоянии ни пришел клиент на тренировку, он всегда ожидает получить от процесса позитивные эмоции и удовольствие. Получит он их или нет, во многом зависит от умения тренера определить исходное состояние клиента и регулировать его в ходе занятия. При этом на первичную диагностику у тренера есть не больше 30 секунд — время, пока клиент подходит к нему, чтобы поздороваться. На что нужно обратить внимание, рассказывает Иван Архипов, методист «Академии Фитнеса — Украина», прикладной кинезиолог, остеопат.

 

 кинезиологический тест

Что нужно успеть оценить

Прежде всего тренер должен оценить клиента в целом на расстоянии нескольких метров. Общая картина дает понимание тех мелких нюансов, на которых нужно сфокусироваться на близкой дистанции. Если не сложить общую картину, детали ничего не скажут. Оценивая клиента, следует обращать внимание абсолютно на все, но в первую очередь на следующие нюансы:

  • Одежду. По ее оттенку можно определить настроение клиента, особенно если он склонен менять цвета одежды от тренировки к тренировке. Некоторые люди постоянно приходят тренироваться в одном и том же, просто получая удовольствие от определенной вещи. Это свидетельствует о консервативности человека: он не любит новшеств, и, если у него уже сложился стереотип относительно тренировочного процесса, тренеру будет сложно донести что-то новое. Другой вариант — клиенту безразличен его внешний вид, он пришел тренироваться и получать удовольствие от процесса. Такой человек требует более глубокого подхода к построению занятия.
  • Жесты. Тренеру нужно уловить, какую зону человек прячет, а какую подчеркивает. Именно со стороны последней, так называемой зоны селфи, следует подходить к клиенту и стараться находиться там во время тренировки. Так ему будет комфортно общаться с тренером, воспринимать его.
  • Взгляд. Куда направлен взгляд при разговоре, отводит ли клиент глаза или смотрит прямо и открыто — все это свидетельствует о его готовности сотрудничать с тренером, о доверии к нему на данный момент.

 

диагностические методики

Как пользоваться полученной информацией

Оценив результат диагностики, тренер ищет так называемую точку входа к клиенту. «Она определяется по внутренним ощущениям тренера: подпускает к себе клиент или отталкивает. После нахождения этой точки аналогично определяется дистанция, на которой клиенту удобно общаться, а тренер может полноценно работать», — рассказывает Иван Архипов.

Если тренер оказывается слишком близко, клиент напрягается и отгораживается от него. Именно из-за неправильно выбранной зоны и дистанции первый часто разочаровывается во втором: «С ним невозможно работать. Он не в себе». Но любой клиент — это прежде всего человек, просто со своими проблемами, которые тренер не хочет учитывать. Поэтому самое важное — найти зону комфорта клиента для работы с ним, точку входа в эту зону.

Внутри зоны комфорта действуют определенные правила поведения. Показывать, объяснять упражнения клиенту нужно на расстоянии, с каждым разом сокращая дистанцию. Только с третьего-четвертого раза можно его коснуться, если в этом есть необходимость. Желательно использовать для этого подручный предмет: скакалку, тетрадку, ручку. В крайнем случае — тыльную сторону ладони. Но всегда нужно отслеживать реакцию человека, оценивая, можно к нему прикоснуться или нельзя. Одно и то же движение разные люди воспринимают по-своему, основываясь на личном опыте, детских и других психологических травмах. Человек может их и не помнить, но они провоцируют определенные реакции.

 

прикладная кинезиология обучение

Когда проводить первичную диагностику клиента

Подобная оценка клиента осуществляется при первом знакомстве с ним, а затем каждый раз, когда он приходит на занятие. Пока клиент идет к тренеру для приветствия, тот уже должен оценить его состояние. Если клиент стоит у ресепшена, следует отметить, какой стороной он поворачивается к тренеру, какие зоны открывает, какие прячет. Если тренер видит его не полностью, нужно сделать полшага назад так, чтобы периферическим зрением охватывать силуэт. Затем следует пригласить клиента пройти в зал, пропустить вперед и в это время оценить его движения.

Почему важно проводить экспресс-диагностику перед каждым занятием? Ситуации, возникающие в течение дня, самочувствие клиента, повышающееся или понижающееся доверие к тренеру от занятия к занятию меняют точку входа. Во время тренировки необходимо постоянно находиться в ее зоне, сканировать ее, потому что в течение занятия она тоже будет меняться. Как проводить подобные диагностические манипуляции, Иван Архипов рассказывает на первом курсе «Кинезиологии».

В чем еще польза диагностики

Она помогает тренеру:

  1. Установить контакт на тренировке с любым человеком — и экспрессивным, и замкнутым.
  2. Оградить себя от недопонимания, безосновательных обвинений и жалоб со стороны клиента, избежать неоднозначных ситуаций.
  3. Снизить психическую нагрузку. «Если у тренера каждый час тренировка и ему даже некогда поесть, на третьем-четвертом клиенте его нервная система начинает давать сбой. Все люди разные, а подстраиваться нужно под каждого. На первого еще хватает энергии, а после третьего-четвертого уже необходим перерыв: накапливается раздраженность от предыдущих клиентов, тренер не может проявить эмпатию, напротив — включает характерные для него защитные реакции, перестает быть нейтральным. А если у инструктора более четырех занятий? Подобная диагностика — залог безопасности для нервной системы тренера и его клиентов», — уверен Иван Архипов.