Меню
© 2018. Все права защищены
Частичное или полное использование материалов (включая перевод материалов) с этого сайта разрешается только при условии ссылки и/или прямой открытой для поисковых систем гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте. Ссылка/гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Ссылка/гиперссылка обязательна вне зависимости от полного либо частичного использования материалов.
Публичная оферта

Блог

Плавание для детей 1–6 лет: особенности обучения и тренировок

Метки поста
Реклама

О пользе упражнений в воде известно всем: плавание — это общее здоровье, укрепление опорно-двигательного аппарата, закаливание, эмоциональная разрядка и вид спортивных занятий, доступный любому возрасту. Родители малышей 1–6 лет часто оставляют поход в бассейн на потом. Аргументы обычно связаны с тем, что «ребенок еще маленький, ему рано, он испугается». Истинная причина кроется в родительских страхах, развеять которые может только полная информация о подходах, методах обучения детей и дальнейший результат.

О том, как научить ребенка плавать, расскажет тренер-консультант, инструктор по плаванию для детей и методист «Академии Фитнеса — Украина» Ольга Шведова.

как научить ребенка плавать

Плавание детей от 1 года до 3 лет

В период 1–6 лет развитие и взросление идет огромными темпами, так что сводить в группах таких разновозрастных детей неэффективно. Ольга замечает: «Для младшего возраста (1–3 года) уроки плавания должны быть индивидуальными. В этот период ребенок преодолевает свои страхи, адаптируется к температурному режиму, социализируется».

Занятия в бассейне для детей такого возраста не ограничиваются строгими рамками, а в обучении нужно придерживаться следующих принципов:

  1.   Принцип свободного выбора. Обучение ребенка плаванию начинается с педагогических наблюдений. Своим поведением в воде он сам подскажет тренеру, с чего начинать занятие. Играем, брызгаемся, купаемся, а когда малыш привыкнет к среде, учимся дышать, ныряем.
  2.   Принцип игровой тренировки. Вся деятельность малыша в этот период заключается в игре, и инструктор должен построить занятия таким образом, чтобы игровой элемент постоянно присутствовал. Это существенно поможет детям в освоении упражнений.
  3.   Принцип последовательности, или от простого к сложному. Тренеру следует подготовить определенный комплекс упражнений, который будет последовательно переходить от простых заданий к сложным. Цель: развивать плавательные навыки без какого-либо давления на ребенка.
  4.   Принцип чередования. Обязательно чередуем нагрузки с отдыхом, работу разных групп мышц. Тут также все занятия проходят в игровой форме.
  5.   Принцип индивидуальных особенностей. Последовательность занятий и форма обучения зависят от возраста ребенка, от его психоэмоционального состояния. Методика обучения плаванию малышей основана на конкретных правилах и знаниях, но не имеет четкого алгоритма — необходима импровизация в каждой ситуации.
  6.   Принцип общения. Все пояснения должны быть краткими, простыми и понятными ребенку, задачи — ясно сформулированными. Избегаем жаргонных слов, профессионализмов, ни в коем случае не ругаем.

Плавание дошкольников: обучение детей 4–6 лет

 плавание для детей

Ольга отмечает: «Если ребенок в этом возрасте только начинает учиться плавать, будет логично и более эффективно остановиться на индивидуальных занятиях. Здесь тренеру важно найти правильный подход к ученику, и многое зависит от его психоэмоционального состояния. При верном подходе результативность персонального занятия равна результативности занятий в группах».

В 4–6 лет дети уже социализированы, они способны выстраивать контакты между собой, поэтому все-таки рекомендуются групповые занятия. В таком формате возникает дух соревнования, соперничества, развивается дисциплинированность и умение оказать помощь.

Начиная курсы плавания для детей 4–6 лет, целесообразно:

  • объединять малышей в мини-группы по 4–6 человек;
  • занятия проводить 2–3 раза в неделю;
  • комплектовать группы из детей приблизительно одного возраста. Не следует отделять мальчиков от девочек, тем более в этом возрасте требования к нагрузкам не зависят от пола.

Практические рекомендации эксперта

инструктор по плаванию

В «Академии Фитнеса — Украина» Ольга Шведова проводит специальные тренинги, объединяющие теоретическую часть с занятиями в бассейне, ведь курсы инструкторов по плаванию неэффективны без практики. Эксперт поделилась практическими советами, которые помогут тренерам и родителям:

  • эффективность обучения зависит от периодичности занятий. Непродолжительные, но частые походы в бассейн обеспечивают больший результат, чем занятия, проводимые дольше, но реже;
  • ни в коем случае не спешите начинать тренировки, если у ребенка водобоязнь. Дайте малышу адаптироваться к новой обстановке, звукам, прислушаться к себе;
  • если необходимо, оставьте вместе с ребенком одного из родителей на 1–2 или больше занятий;
  • любым способом вам нужно завоевать доверие и расположение ребенка к себе;
  • будьте наблюдательны. Умение тренера вовремя заметить готовность ребенка к освоению новых, более сложных движений и действий обеспечивает хорошую продуктивность занятий;
  • не зацикливайтесь на одних и тех же заданиях — выполнение упражнения заканчивается, как только ребенок теряет к нему интерес;
  • хвалите. Стоит малышу преодолеть какую-либо трудность, как это тут же сказывается на его поведении. Тренер должен непременно отметить такой момент и похвалить ребенка, чтобы тот мог осознать свои достижения.