Особенности тренировок для детей и подростков 8-16 лет

Дети в восторге от ваших фитнес-тренировок. Им комфортно психологически и есть результаты в физических показателях. Как этого достичь? Рассказывает методист «Академии Фитнеса — Украина» в направлении детского фитнеса Оксана Сасюк.

На какие возрастные группы лучше разделить детей

По особенностям физического, психического и умственного развития лучше делить детей на 3 группы:

  • 8-11 лет;
  • 11-14 лет;
  • 14-16 лет.

Так детям будет комфортно, удобно и интересно заниматься в коллективе, ведь не будет большой разницы прежде всего в психологическом плане. В физическом развитии дети могут опережать друг друга. Бывает, ребенок 10-11 лет может по физическим показателям заниматься уже в старшей группе. Однако там ему будет психологически некомфортно среди взрослых.

Поэтому разделение на 3 возрастные группы самое лучшее из моей практики. Используя его, вы также более четко и правильно подберете программу.

Физиологические особенности развития детей в каждой группе

По физиологическим особенностям программа тренировок у детей младшего и среднего возраста будет похожей. Отличия начинаются в подростковой группе.

Занятия для детей 8-13 лет

Тренировки должны быть направлены на повышение физической подготовки. Дети в этом возрасте любят групповые занятия и игровой формат. Однако подбирать игры нужно под их возможности и физическое развитие. Используйте эстафеты, упражнения, связанные с личным результатом, и коллективные игры с элементами баскетбола, волейбола и футбола. Такие занятия проходят интересно и быстро. Но они должны быть распланированы тренером, так как придумать и вспомнить что-то на ходу невозможно.

В 8-13 лет укрепляется опорно-двигательный аппарат. Поэтому особое внимание уделяйте развитию мышц, которые поддерживают тело в пространстве: кор, спина, живот, ноги. Работайте с осанкой, ведь в этом возрасте формируется много искривлений позвоночника, особенно кифотическая осанка.

Подбирайте упражнения с собственным весом и вспомогательным оборудованием: резина, мячи и т.д. Тренажеры применять еще рано, так как они не адаптированы для детей этого возраста. Избегайте упражнений с осевой нагрузкой и тех, которые могут навредить осанке и позвоночнику. Вместо этого используйте движения, которые улучшают координацию, силовые показатели и укрепляют плечевой пояс, ведь в этом возрасте дети наиболее уязвимые.

Занятия для детей 14-16 лет

В таких группах уже можно добавлять упражнения в тренажерах, которые подходят по физическому состоянию детей. Однако только после минимум 3-х месяцев подготовки. Начните со степа, силовой аэробики с оборудованием, и потом переходите к упражнениям в тренажерном зале.

Учитывайте, что в этом возрасте происходит скачок в развитии подростков. Трубчатые кости быстро удлиняются, однако мышцы и связки благодаря своей эластичности также могут удлиняться и поддерживать опорно-двигательный аппарат. Хотя мышцы становятся сильнее, чем в предыдущих периодах, нужно осторожно и дозированно давать нагрузку, чтобы не навредить развитию детей.

У подростков все еще слабый плечевой пояс, поэтому нужно включать упражнения на подтягивание и отжимание. Но обязательно сначала подготовьте их к такой нагрузке.

Также в этот период происходят изменения в половой системе. У девочек созревание начинается с 12 лет, а у мальчиков на 1-2 года позже. Гормональный фон становится неустойчивым, поэтому у детей бывают изменения настроения на тренировке.

Появляется больше отличий между тренировками для девочек и мальчиков. Девочки становятся более женственными, поэтому для них хорошо подходят упражнения, связанные с музыкой, ритмикой и пластичностью. В критические дни нужно снизить нагрузку на мышцы живота, убрать прыжки и уменьшить количество скоростно-силовых упражнений. Лучше дать упражнения с элементами пилатеса, йоги и стретчинга.

Мальчики больше любят тренажерный зал, функциональный тренинг и адаптированный кроссфит. Однако тренер должен понимать, что происходит с костями и мышцами, и давать правильную нагрузку на мышечные волокна. Так они будут правильно развиваться, и тренировки не навредят развитию костной системы и укреплению позвоночника.

Чтобы заинтересовать подростков и сделать тренировку более продуктивной, используйте оборудование. Особенно в этом возрасте дети любят адаптированный кроссфит — советую тренерам изучить это направление. Также эффективны занятия с петлями TRX. Они разнообразные и требуют эмоциональной сосредоточенности, а дети становятся сильнее и более скоординированными.

Главное правило — все делать постепенно и систематически. Нагрузку давать по ступенькам: начинать с простого и затем добавлять более сложные упражнения. Так вы плавно подойдете к результату, который поставили себе за цель с детьми.

Организационные особенности детской тренировки

С первых занятий нужно приучать детей к дисциплине. Мы становимся для них друзьями, но должна быть субординация. Дети должны понимать, что вы тренер, которого нужно слушать, уважать и выполнять задания.

Конечно, дети хотят развлечься на занятии, и элементы игры должны быть обязательно. Однако наша цель еще и научить их, проработать мышцы, провести профилактические упражнения. Для этого нужна дисциплина. Чтобы приучить к ней детей, есть строевые упражнения, игры на повышение внимания и т.д.

Сразу настраивайте детей, что есть разминка, основная и заключительная части. Они должны четко знать переходы от одного блока к другому, правила и т.д. То есть обязательно проводите полный обучающий процесс.

В группах бывают и психологические проблемы. Характер у каждого ребенка свой, есть лидеры, которые начинают конфликтовать между собой, возникают агрессивные проявления, насмешки. Поэтому будьте внимательными, конфликты решайте сразу и прорабатывайте их с группой. Если необходимо, обсудите эту ситуацию в заключительной части. На следующем занятии сделайте акцент на правилах: напомните про складывание оборудования, дисциплину и т.д.

Чего нельзя делать тренеру

Для физической части главное правило — не использовать упражнения с осевой нагрузкой, так как они могут негативно повлиять на позвоночник. Научитесь распознавать нарушения осанки. Так вы будете понимать, какие упражнения можно давать, а какие нет.

Также не превышайте установленное количество повторений в упражнениях. Они могут постепенно увеличиваться только при условии, что ребенок постоянно тренируется и нагрузка последовательная. Только так сила и выносливость будут расти.

Касательно психологической стороны, не говорите детям просто «нет». Объясните, почему нельзя брать опасное оборудование или почему не нужно выполнять определенное упражнение. Так они поймут причину, и пропадет желание делать запрещенное.

Если возникает конфликт, ни в коем случае не наказывайте детей, не говорите оскорбительных слов и не применяйте силу. Есть много приемов, чтобы дисциплинировать учеников и мирно решать конфликтные ситуации.

Для стимулирования и мотивирования используйте только похвалу, но обоснованную. Чтобы упражнение получалось, поддерживайте детей, не говорите, что они чего-то не умеют, не могут. Наоборот, помогайте им. Тогда все будет хорошо и не будет необходимости что-то запрещать.

Более детально об особенностях физического развития детей, правилах построения тренировок и подборе упражнений Оксана Сасюк расскажет на тренингах «Академии Фитнеса — Украина». Подробную информацию смотрите в разделе с расписанием тренировок.

Ближайший тренинг

01 - 03 Октября Киев

«Навыки инструктора групповых программ. Аэробика и степ-аэробика» уровень I

Подробнее
01 - 03 Октября Online

Пилатес, упражнения на мате / Pilates Mat Work, уровень I (ОНЛАЙН)

Подробнее

Скачайте файл "Рекомендации по построению тренировки от экспертов "Академии Фитнеса"