Какое выбрать оборудование для фитнес-клуба, чтобы вложиться в бюджет, не купить лишнего и удовлетворить запросы клиентов? Задача не из простых, но каждый может найти для себя правильное решение. Конечно, если понимает основные принципы выбора спортивного оборудования.
Что закупать и в каком количестве
Вопрос оснащения тренажерки упирается в площадь зала. Оптимально иметь 600 км. м, на которых можно свободно разместить все необходимое оборудование для спортивного зала. Чтобы клиенты в зале чувствовали себя комфортно, рекомендуют на каждый тренажер выделить в среднем 5 кв. м.
«К сожалению, чаще всего в небольшой зал стараются поставить как можно больше оборудования, чтобы максимально удовлетворить запросы занимающихся. Но ведь запросы у всех разные. А компетентный тренер может построить клиенту тренировку с одними только гантелями даже более эффективно, чем на тренажерах», — отмечает старший методист тренингового центра «Академия фитнеса — Украина» Борис Михайленко.
В большинстве залов формула пяти квадратных метров не работает. Им надо ориентироваться на комплектацию, которая помогает полноценно построить тренировку без лишних тренажеров. Такая комплектация включает:
- Свободные веса. Гантельный ряд должен состоять из снарядов от 1 кг до 50 кг. Желательно иметь гири весом 8, 12, 16, 24, 32 кг. Также нужна стойка для приседаний и тяг, машина Смита и набор блинов к штанге.
- Силовые тренажеры. Изолирующие упражнения на них должны охватить основные мышечные группы: 4–5 тренажеров на ноги, 2–3 на спину, 2–3 на грудь.
- Кардиотренажеры: велосипед, эллипс, степпер и несколько беговых дорожек.
«Это оптимальный набор, ориентированный на людей с разным уровнем подготовки, кондиций, физического состояния. Со свободным весом можно делать практически все базовые упражнения. А на тренажеры для мелких мышечных групп (например бицепс, трицепс) на старте можно не тратиться, чтобы не захламлять зал», — говорит Борис Михайленко.
Сэкономить или торг здесь не уместен?
Еще один волнующий вопрос: покупать новые тренажеры или можно ограничиться бывшими в употреблении? Все зависит от бюджета клуба и сегмента, на который он ориентирован.
Для сегмента «средний» и выше следует закупать только новое оборудование, так как это вопрос репутации, удержания клиента, отстройки от конкурентов. Если зал ориентирован на масс-маркет, находится в спальном районе, где живут люди со средним достатком и ниже, можно закупать недорогое оборудование.
Это же правило касается и выбора бренда. Новый клуб категории «средний плюс» или «премиум» требует закупки оборудования качественных американских или европейских брендов. В клуб среднего сегмента, который стремится отстроиться от конкурентов, берут новые тренажеры отечественного производства либо бывшие в употреблении качественные американские, итальянские.
Каким бы ни было оборудование, новым или б/у, отечественным или зарубежного производства, оно должно отвечать нормам безопасности: иметь надежные блоки и узлы, соответствовать биомеханике движений. «Если тренажер не учитывает оси вращения в суставах, при выполнении на нем упражнений у клиента перенапрягаются отдельные мышцы, что со временем приводит к травме. К сожалению, на рынке тренажеров есть подобные неудачные примеры оборудования», — предупреждает Борис Михайленко.
Выбирая тренажеры, обращайте внимание на их эстетический внешний вид, его соответствие моде и современным тенденциям в дизайне. Сочетание цвета рамы и сидений с цветовой гаммой зала выглядит стильно и дорого, что привлекает клиентов. Некоторые бренды готовы предоставить тренажеры в расцветке по индивидуальному заказу, что помогает оборудовать тренажерный зал в корпоративных цветах.
Обязательно надо учитывать, насколько добросовестным является поставщик оборудования и предлагает ли он сервисное обслуживание.
Принципы расширения
По какому пути направить расширение зала — вопрос крайне субъективный. Можно докупать наиболее востребованные тренажеры. Например, если постоянно занят жим ногами, на стойку для приседаний собирается очередь, жим штанги никогда не пустует, есть смысл закупить еще под одной такой стойке.
Для привлечения новых клиентов рекомендуется расширять предлагаемые методики тренинга: закупить стойку TRX, раму для кроссфита, роллы для миофасциального расслабления. К слову, стоит подумать об аксессуарах: кольцевой резине, лямках, поясах, петлях TRX, петлях для ног на отведение и приведение. Но вопрос наполнения ими зала зависит от компетентности персонала.