До недавнего времени инструктору детского фитнеса для работы достаточно было любить детей, находить с ними общий язык, иметь долю артистизма. Но сейчас требования к таким тренерам повысились. Какими навыками и личными качествами должен обладать детский тренер, рассказывает методист «Академии Фитнеса — Украина» Оксана Сасюк.
Образование тренера по фитнесу
Оксана уверена, что такому инструктору необходимо специальное высшее образование, в первую очередь педагогическое. Оно дает понимание принципов педагогики, методов работы с детьми, которыми важно уметь оперировать. «Иногда спортсмены со стажем и физкультурным образованием не умеют использовать эти принципы. Конечно, физкультурное образование — неоспоримый плюс. Инструктор должен знать основы методики физического воспитания: какие упражнения в каком возрасте давать, как правильно подвести к ним, как научить выполнять. Но составлять программы с учетом уровня и ближайшей зоны развития детей, использовать специальные пособия для работы — это глубже дается в педагогическом вузе», — говорит она.
Отсутствие специального образования — не повод отказываться от желания стать инструктором детского фитнеса. Необходимые методики, принципы, направление для саморазвития Оксана дает на курсах инструкторов детского фитнеса. На ее памяти немало примеров, когда при должном усердии тренер осваивал необходимые знания и становился отличным специалистом.
Спортивное прошлое
Спортивные достижения, разряд в своем виде спорта — это весомое преимущество для тренера детского фитнеса. И вот почему. Занимаясь с детства, он на себе опробует методики тренировки, принятые в данном виде спорта, осваивает их до мелочей, понимает, какие упражнения что развивают. Побывав в роли тренирующегося, знает, как воспринимают занятия дети. Все эти знания помогают тренеру успешно с ними работать.
И, конечно же, инструктор должен иметь хорошую физическую форму и приятную внешность. Привлекательному тренеру легче расположить к себе детей, такова особенность их восприятия.
Артистизм — обязательное условие
Эта черта помогает наладить психологический контакт с детьми. Конечно, инструктору желательно знать минимальные основы возрастной психологии, но у него должна присутствовать доля приятной эмоциональности. «На занятиях случается всякое. У тебя есть программа на класс, но сегодня пришел новый ребенок или дети ведут себя более эмоционально, чем обычно. Всегда надо уметь импровизировать, перестраиваться так, чтобы занятие прошло успешно. Это может делать только эмоциональный, коммуникабельный человек, — отмечает Оксана. — В конце обучающих семинаров я всегда желаю инструкторам терпения. Невзирая на свои личные проблемы, к детям ты должен выходить с улыбкой, без отрицательных эмоций, и ни в коем случае никого не обидеть. Дети очень чувствуют, искренен ты или нет. Можно быть прекрасным актером, но в какой-то момент они все равно тебя раскусят».
Если харизмы нет, а работать с детьми хочется, попробовать все равно стоит. Оксана уверена, что когда человек может и хочет работать над собой, у него все получится. «Случалось, что в конце семинаров по детскому фитнесу тренеры решали отказаться от этого направления — боялись, что не справятся. Однажды в конце первого дня семинара парень сказал, что на второй он не придет: «Это не моя профессия». Человек трезво себя оценил и решил не заниматься тем, где он не сможет себя проявить. Но если работать с детьми интересно, не стоит бояться объема информации, которым надо овладеть. При должном усердии все получится», — уверена Оксана.
Типичные ошибки начинающего детского тренера и как их избежать
- Желание дать в одном классе сразу все и много. В результате тренер программу занятия пройти не успевает, теряется сам и дезориентирует детей. Такое случается, когда он неправильно подготовился к занятию, не знает анатомические и физиологические особенности детей того или иного возраста.
Как исправить: должна быть четко выстроена линия занятия, взят набор упражнений, соответствующих данному возрасту, которые дети могут запомнить, выполнить, повторить, при этом не особенно устав. «Важно, чтобы само занятие прошло легко, а у детей осталось желание дозаниматься еще хоть чуточку. И в этот момент тренер говорит: “Все, это мы продолжим на следующем занятии”. Когда четко выстроен план тренировки, в основной части даны упражнения соответственно данному возрасту, все проходит гладко», — говорит Оксана.
- Тренер идет на поводу у группы детей, не владеет ситуацией, теряет нить дисциплины, и ему сложно справиться с группой. Дети это сразу чувствуют и садятся на голову.
Как исправить: взять линию авторитарного поведения. Оставаться другом, быть с детьми на одном уровне, но дать понять, что главный тут тренер. «В таком случае инструктору надо работать над личными качествами, но помогает также четкое планирование. С опытом тренировать становится легче. Инструктор изучает свои слабые стороны и старается их проработать, создает собственные «фишки», чтобы заинтересовать детей. Кстати, этими «фишками» один тренер отличается от другого», — уточняет Оксана.
- Отсутствие эмоций, улыбок. Тренировка ведется строго, жестко, четко, как в армии.
Как исправить: работать над собой. Хотя некоторым детям нравится такой стиль ведения тренировок. «Однажды ко мне на семинар пришла девушка, которая придерживалась такой жесткой позиции. Она вышла из единоборств, очень хороший тренер, но сама признавалась, что не может пересилить себя и стать тренером-душкой. Тогда в клубе, где она работала, решили открыть классы по единоборствам. Девушка успешно вела группу детей 5–6 лет, где от инструктора требуется больше строгости для поддержания дисциплины», — делится Оксана.
Сколько времени надо для профессионализма
Специалистами не рождаются, профессиональные качества нарабатываются несколько лет, даже если быстро находишь общий язык с детьми. «Сложно назвать точную формулу профессионального роста, но из своего опыта скажу: первые пять лет работы самые трудные. Дальше тоже непросто, потому что знаешь больше и думаешь, как это применить. При этом если инструктор остановится в развитии, будет еще тяжелее», — предупреждает Оксана. Она отмечает, что для работы со взрослыми этот срок может быть и меньше. Зато когда тренеры детского фитнеса начинают тренировки со взрослыми, они осваиваются быстрее.
Дети задают очень много вопросов, независимо от возраста. Если детей лет до пяти можно отвлечь играми, то старшим надо уметь привести примеры из жизни, объяснить, для чего нужно упражнение, где оно потом пригодится, как добиться желаемого результата. «Например, приходит девочка и говорит, что хочет научиться подтягиваться столько-то раз. Обещаю, что она обязательно будет подтягиваться, но для этого необходимо делать упражнения, которые в этом ей помогут. Постепенно подвожу к тому, что не с подтягивания начнем тренировку», — делится инструктор. Также Оксана отмечает, что дети задают много вопросов касательно жизни тренера: как он пришел в спорт, чем занимался раньше. Об этом тоже нужно уметь красиво рассказать.
На пути созревания тренера поджидает и такая проблема, как профессиональное выгорание. В таких случаях Оксана советует найти дополнительное, отвлекающее занятие, повысить свою квалификацию на соответствующих курсах, посетить фитнес-конвенцию, чтобы узнать новое и получить вдохновение работать дальше.