О формате небольшого клуба необходимо думать еще на этапе поиска помещения. Его площадь — один из ключевых факторов при разработке концепции. Идеально, если она позволяет открыть зал для тренировок с двойным назначением: тренажерный и зал групповых программ. Первым больше интересуются мужчины, а во второй ходят в основном женщины.
«Оптимально иметь площадь в 600 кв. м. с залом для групповых занятий, студией персонального тренинга и тренажерным залом. Этого достаточно, чтобы успешно развивать клуб. Конечно, отдельный вопрос — место, где он находится, и насколько удачно расположение», — говорит старший методист тренингового центра «Академия фитнеса — Украина» Борис Михайленко.
Но что делать, если приходится выбирать между этими двумя направлениями?
Преимущества и недостатки тренажерного зала
Владельцу небольшого клуба, рассчитанного на клиентов из района, в котором он располагается, лучше открыть тренажерный зал с нуля. У него больше возможностей продажи дополнительных услуг: программ тренировок, спортивного питания. При правильной организации работы 50% выручки можно получать от дополнительных услуг.
Но вложиться в открытие тренажерного зала придется больше, чем в студию групповых занятий. Львиную долю бюджета «съест» закупка тренажеров и инвентаря, особенно если брать новое оборудование.
Плюсы и минусы студии групповых занятий
Для старта проекта потребуется меньше вложений. Инвентарь и оборудование для групповых занятий требуют намного меньше средств, чем оснащение тренажерки.
Такому формату клуба гораздо проще по сравнению с тренажерным найти и реализовать конкурентные преимущества в своей нише. Это может быть йога-студия, студия восточных танцев, а может быть зал, где предлагаются занятия по разным групповым направлениям.
Работа студии обычно строится вокруг лидера – человека, который ведет в ней основные занятия. По уникальности предлагаемого продукта, атмосфере зал наверняка получится уникальным: найти два похожих крайне сложно. Но этот же факт играет и в минус. Масштабировать такую студию рискованно – можно потерять эту индивидуальность, а вместе с ней и часть лояльных клиентов.
Кроме того, студия групповых занятий предоставляет ограниченный комплекс услуг: групповые и в редких случаях индивидуальные занятия. Ей сложно сформировать дополнительные источники дохода. Да и аудитория в ней преимущественно женская, что ограничивает возможности.
Важный нюанс — тренерский состав. Хороший групповик способен собрать вокруг себя достаточное число людей. Он должен быть не только методически подкованным, владеть навыками вербальной и невербальной коммуникации, но и обладать харизмой, зажигать публику.
Поэтому в идеале фитнес-клуб должен включать в себя и тренажерный зал, и групповые занятия.
Векторы расширения зала
Если у клуба есть возможность расширить площадь, то к залу групповых занятий обязательно надо оборудовать тренажерный зал. Расширять тренажерку залом для групповых занятий стоит в том случае, если у вас есть хороший тренер-групповик. Если его нет, лучше расширить перечень предлагаемых методик.
«Увеличение разнообразия тренажеров особо не влияет на поток клиентов. На него влияют предлагаемые методики. Например, через полгода после запуска тренажерного зала стоит поставить стойку TRX и закупить петли. Еще через три месяца — роллы для миофасциального расслабления. Спустя какое-то время поставить раму для кроссфита», — рекомендует Борис Михайленко. Если возможности задействовать новую площадь нет, то тренажерку расширяют за счет методик, не требующих отдельной площади.
Групповые занятия расширяют поэтапно. Например, на старте клуб предлагает два класса утром и два класса вечером. Когда число людей на занятии переходит рубеж в 10 человек, дополнительно включается третье занятие утром и еще одно вечером. «Если при увеличении клиентской базы оставлять по два класса утром и вечером, зал будет переполнен. Это вызывает негатив у клиентов, они не продлевают абонемент и уходят в другой клуб. И наоборот, если сразу поставить много классов, получим большую расходную часть клуба», — предупреждает Борис Михайленко.
Обозначенные предложения, как открыть фитнес-клуб и расширить его — это общие рекомендации, родившиеся из практического опыта.