Эффективность — соотношение между полученными результатами и затраченными ресурсами. В высокой эффективности тренера заинтересованы все стороны: клуб получает доход, хорошую рекламу, ресурсы для дальнейшего развития, инструктор стимулирован морально, материально и совершенствуется как профессионал, клиентам обеспечены качественные занятия с тренером. Но как и с помощью каких инструментов фитнес-менеджеру оценить это соотношение? Об этом нам расскажут эксперты «Академии Фитнеса — Украина».
Критерии оценивания тренера управленцами
По словам Бориса Михайленко, фитнес-директора клуба SMARTASS, работа тренера в клубах оценивается коэффициентом результативности, ключевыми показателями (KPI) которого являются количество персональных тренировок, посещаемость инструктора клиентами, процент удержания клиентов и процент прихода людей после проведения вводного инструктажа, пробного занятия.
С ним согласна Анастасия Кайсина, преподаватель и методист тренингового центра «Академия Фитнеса — Украина», специализируется на подготовке инструкторов групповых программ. Она оценивает тренера по следующим критериям:
- Результаты клиентов тренера. У каждого приходящего в клуб есть свои цели. Насколько быстро и качественно они будут достигнуты, зависит от тренерского подхода при составлении программ. Но иногда цели клиента известны лишь ему самому и его тренеру, поэтому не стоит судить своих коллег.
Иногда у тренера сотни клиентов, которые меняются, как перчатки, но при этом ноль эффективности в разделе результатов. Важно не количество персоналок в целом, а количество постоянных клиентов, которые систематически тренируются у одного и того же инструктора, делая перерывы, связанные с отпуском, сменой деятельности и подобным.
- Посещаемость. Для тренера групповых программ ярким примером эффективности будет средняя посещаемость его классов. А если есть авторские классы (за дополнительную оплату), то плюсом является как раз динамика посещаемости этих студий. Именно авторские классы, не входящие в клубную карту, показывают, насколько тренер популярен.
Популярность определяется отзывами клиентов, посещением классов, систематичностью тренировочного процесса у персональных клиентов, продлением персоналок, возвратом клиентов клуба и их удержанием. Заметим, что популярность может быть плохая — это тоже эффективность, но со знаком минус, необходимо сразу выявлять таких тренеров и решать, нужны ли они команде.
- Финансовая эффективность. Она прямо пропорциональна всем вышеперечисленным пунктам. Чем более востребован тренер и загружен, тем больше денег он принесет в клуб и себе.
- Командная эффективность. Тренер должен быть неотъемлемой частью команды клуба, жить жизнью заведения, участвовать в социальной составляющей, не нести негатива (склоки, сплетни, распри). Изгои или тренеры сами по себе, сплетники и склочники по своему характеру неэффективны в команде, даже если они звезды. Они будут причиной межличностных конфликтов, что, в свою очередь, внесет разлад в команду и может повлиять на эффективность других инструкторов. Поэтому эффективный тренер — это еще и порядочный человек, далеко не социопат. К сожалению, не каждый инструктор может стать полноценной частью коллектива.
- Квалификация. Кроме вузовского багажа, необходимо регулярно получать новые знания на семинарах и лекциях, а еще — делиться своим опытом, перенимать качественные наработки коллег.
«Тренировочный процесс — это симбиоз науки (теоретических знаний) и практики. Профессия тренера обязывает учиться постоянно, поскольку фитнес развивается, появляются новые направления, совершенствуется теоретическая сторона тренировок, создается и совершенствуется оборудование. Поэтому инструктор, который хочет быть грамотным, максимально владеть новыми технологиями и методиками, должен периодически делать перезагрузку, получать новые знания. И не забывать, что любые знания должны тестироваться на практике.
В процессе фитнес-занятий уровень знаний тренера крайне важен, поскольку он своего рода лекарь человеческого тела без медикаментозного и врачебного вмешательства. Если багаж знаний недостаточно велик, тренер может навредить здоровью клиента. И наоборот, поможет решить проблемы, связанные с нарушением осанки, опорно-двигательного аппарата, метаболизма, сбоями в работе сердечно-сосудистой системы, если у него достаточно специальных знаний», — уверена Анастасия.
О субъективности оценок
У тренера может быть внушительное портфолио, он работает над собой, показывает неплохие результаты. Неплохие, но и не такие, каких ждут в вашем фитнес-центре. Речь не о непрофессионализме, и, возможно, в другом заведении тренер раскроется эффективнее. Разговор о том, какими критериями оценивания вооружились топ-менеджеры. Как раз на этом акцентирует внимание автор ряда публикаций и книг по фитнес-менеджменту, бизнес-тренер Школы управления «Академии» Влад Вавилов: «Многие фитнес-директора и менеджеры подразделений самостоятельно выбирают инструменты оценки работы своих фитнес-тренеров. Если мы говорим об инструкторах тренажерного зала, у них есть свои факторы успеха, для проводящих занятия в других классах — иные».
Чтобы определить потенциал новичка, Борис Михайленко ставит его на три месяца на дежурные часы. «Уже через месяц можно составить определенное представление из личных наблюдений и используя инсайдерскую информацию, — уверен он. — Последнюю беру из отдела продаж, то есть смотрю финансовые и статистические данные. Личные впечатления — определяю, насколько человек организован, дисциплинирован, обязателен, вовлечен в жизнь заведения, умеет ли работать в коллективе, коммуникабелен. В общем, сотрудника нужно рассмотреть под разными углами, но это не означает, что несоответствие какому-то критерию приведет к увольнению. Такая детальная оценка необходима, чтобы выявить слабые места и проработать их. Увольнять стоит только в случае, если человек необучаем, не стремится что-то изменить в себе и улучшить».
Для Влада Вавилова важными являются следующие показатели:
- Дисциплина. Казалось бы, что может быть банальнее, но некоторые тренеры продолжают опаздывать на смены и, что еще хуже, на персональные тренировки и авторские классы.
- Конверсии подарочной тренировки или фитнес-тестирования и покупки пакета персональных занятий. Часть тренеров прекрасно знают анатомию, правила питания, но при этом довольно скромно себя продают. Конечно, не только от них зависит этот показатель, но если другие тренеры могут в клубе делать по 100–150 тренировок, то все вопросы уже к профессионалу.
- Выполнение плана. Если у вас работают тренеры, у которых есть дежурные смены (назовем это классической моделью фитнес-клуба), значит, скорее всего, у них есть план, от которого зависит процент оплаты персональных тренировок. Но ведь никто не отменял базовой мотивации. Часть клубов может не использовать подобные правила, однако если ваши инструменты финансовой мотивации работают, то я бы не рекомендовал от них отказываться.
- Вовлеченность. Показатель довольно спорный. Но случается такая ситуация: тренер выполняет план, все ок, однако после своей работы он уходит домой, и я его, конечно, понимаю. Но потом начинается: а кто поможет что-то сделать для клуба? Не починить беговую, а именно помочь. Например, организовать корпоратив, дать идеи для фитнес-клуба либо что-то подобное. Назовем это участием в жизни заведения. Кстати, такие моменты следует прописать изначально, подчеркнуть, что для вас/клуба важно в этом вопросе, поскольку прежде чем требовать, обязательно необходимо озвучить, что хотелось бы получить.
Как видим, основные требования остаются неизменными: личная организованность, работа над пополнением своего багажа знаний, налаженный канал коммуникации между отделами клуба, направление на командную работу, различные формы мотивации. И только в таких условиях можно говорить об эффективности «+».