Тренер, который хочет стать признанным авторитетом и «звездой» в своей сфере, действует параллельно в двух направлениях: прокачивает профессиональные навыки и продвигает себя как бренд. Ведь тренерский профессионализм имеет ценность, только когда есть клиенты, готовые за него платить.
Самое эффективное и доступное средство для популяризации имени и экспертности — социальные сети. Как тренеру продвигаться в соцсетях, какие площадки и типы контента для этого использовать и где искать поддержку, если справиться в одиночку не получается, рассказывает специалист по процессному управлению фитнес-клубом, преподаватель «Академии Фитнеса — Украина» Алексей Кононов.
Соцсети — действенный инструмент и большая помощь людям, которые хотят, чтобы о них и их деле узнали другие. Можно разбираться в соцсетях лучше или хуже, но полностью игнорировать их — глупо и убыточно. Через 10‒15 лет вы будете сожалеть, что не уделили внимания этой возможности. Так что начинайте прямо сейчас.
Продвижение тренера: с клубом VS самостоятельно
Идеальная ситуация, это когда клуб заинтересован в продвижении тренера и помогает ему в этом. А тренер гордится своим клубом и вкладывается в свой профессиональный рост, чтобы соответствовать уровню спортивного заведения.
Это ситуация win-win: клуб помогает тренерам стать признанными экспертами в фитнес-сообществе, а тренеры ссылаются на клуб, поднимая его престиж. Идет обоюдная работа, и все получается органично, безо всякого принуждения.
Немного сложнее, если клуб по какой-то причине не уделяет внимания продвижению своих специалистов, а иногда и собственному продвижению. Тренер, который хочет наращивать свою аудиторию, независимо от позиции клуба, вполне может работать над этим самостоятельно. Не обязательно даже согласовывать действия с клубом.
Еще более сложный вариант, когда клуб заинтересован в продвижении сотрудников, а тренер хочет работать только на свое имя, не привязывая себя к клубу. Тут уже нужно думать, насколько обеим сторонам интересно такое сотрудничество.
Клуб и тренер — это партнеры. Если в их отношениях есть синергия и взаимопомощь, оба от этого только выиграют, а больше всех выиграют фитнес-индустрия и клиенты.
Как выбрать площадку для продвижения
Выбирая площадки для продвижения, опирайтесь на два критерия: где находится ваша целевая аудитория и где себя комфортно чувствуете вы.
Первый момент очень сильно зависит от того, с кем именно вы работаете. То ли вы тренируете молодых атлетов, которые хотят накачаться, то ли проводите йогу или пилатес для пожилых людей, то ли работаете с беременными и молодыми мамами и т.д.
Разберитесь, где проводят большую часть времени ваши клиенты, и идите туда.
Не нужно распыляться на все каналы сразу. Качественно вести даже одну соцсеть — это достаточно энергозатратное дело. Кто-то может делать это в удовольствие и целыми днями заниматься своей страницей, у кого-то это идет тяжело. Я, например, отношусь ко второму типу людей. Я прямо чувствую, как истощается мой ресурс, когда работаю над соцсетями. Поэтому лучше выбрать две-три приоритетных площадки и бить на них.
Важно понимать, что в тренерской работе очень большая визуальная составляющая. Упражнения проще показать, чем описывать словами. И фото красивого тела мотивируют убедительнее, чем слова. Поэтому Instagram и YouTube, безусловно, выигрывают. Если вы хорошо фотографируете, дружите с видео и умеете емко, коротко выражать свою мысль, вам будет здесь удобно.
Отдельно стоит сказать о собственном блоге тренера. Да, вести его — трудоемкий процесс, который требует времени, сил, интеллектуального ресурса. Но блог необходим каждому, кто делает большое дело и готов делиться этим с миром. Блог может быть как текстовым, так и видео. Главные моменты — авторские материалы, экспертная точка зрения и регулярность наполнения. В этом случае он становится основной «мыслительной базой», а соцсети работают как каналы для ее продвижения.
Даже если пока нет ресурса, чтобы регулярно наполнять блог, его стоит поставить в задачи, держать в голове и рано или поздно прийти к этому инструменту.
Что публиковать: выбираем тип контента
Чтобы понять, какой тип контента выбирать для соцсетей и блога, достаточно самых элементарных статистик. Смотрите, на что пользователи реагируют лучше, у каких постов выше охват, какие темы стимулируют обсуждение.
Тут есть два пути: подстраивать свой контент под требования аудитории либо идти против течения, делать то, что считаешь нужным, продвигать свои идеи и мысли и постепенно образовывать свою аудиторию. Первый путь дает более быстрые результаты. Второй — труднее и дольше, но он создает вам репутацию уникального человека и специалиста.
Не забывайте и о собственном комфорте. Если у вас лучше получается работать на камеру, а не писать текст, делайте упор на видео. Если вы будете, как советуют в умных книгах, поддерживать баланс текста и вижуала и вымучивать каждый текстовый пост, скорее всего, вы просто бросите это занятие, не дожидаясь каких-то результатов.
Коллаборации: один плюс один — всегда больше, чем два
Отличная форма для продвижения — коллаборации. Когда тренеры объединяются, чтобы создавать классные проекты: снять совместную тренировку, яркое мотивирующее видео — помогают друг другу комментариями для статей.
Сотрудничество, на мой взгляд, прекрасно уже потому, что на вершине вопроса всегда стоит фитнес и здоровый образ жизни. Все, что мы делаем, чтобы к этому пришло как можно больше людей, — по определению классно. Мы кооперируемся с конкурентами, с не конкурентами, берем чей-то опыт и переделываем под себя — все это развивает фитнес в стране и в мире.
Есть один тонкий момент. Коллаборации будут успешны, если в них участвуют специалисты одного уровня. В идеале, еще и работающие в разных дисциплинах. Тогда это будет чистое сотрудничество, без намека на конкуренцию. Если участники проекта равны по силе и мастерству, клиенты не будут переходить от одного к другому, как это могло бы случиться, если в паре работают признанный профи и тренер-новичок.
Но даже если участники и не равны, не факт, что возникнет конкуренция. Это такой вопрос, в который стоит вложить время и силы, а затем протестировать, что из этого выйдет.
У всех есть сильные стороны, есть слабые. Мы не супергерои, хоть и хотим ими быть. Если отдавать себе в этом отчет, то можно увидеть людей, которые сильны там, где у вас слабость, и не дотягивают там, где у вас сила. И тогда станет ясно, насколько вам обоим может быть выгодно такое сотрудничество.
Но в любом случае коллаборация — это когда один плюс один в результате дают больше, чем два. Обязательно появятся люди, которые не являются клиентами этих двух тренеров, но общий проект их заинтересовал.
Публикации в сообществах помогают привлечь трафик
Публикации в профильных сообществах помогают обратить на себя внимание уже в самом начале продвижения. Задавайте темы для обсуждения, комментируйте посты, давайте советы тем, кто этого просит.
Наверное, не стоит упоминать, что ваши советы и комментарии должны быть профессиональными, аргументированными и нацеленными на помощь пользователям.
Сообщества для общения отбирайте не только по тематике и активности пользователей. Смотрите, сколько подписчиков значится и сколько из них участвуют в обсуждениях. Сколько лайков и комментариев набирают посты и дискуссии.
И, разумеется, обращайте внимание на характер дискуссий — это продуктивное общение, пустая болтовня или скандалы. Насколько интересно и полезно вам будет в этом участвовать.
Лайфхак: обязательно следите за лидерами мнений в вашей сфере, известными тренерами, смотрите, что делают конкуренты. Обратите внимание, в каких сообществах общаются все эти люди. Скорее всего, вам тоже стоит туда пойти.
Когда переходить к настоящему SMM
Платное продвижение с рекламой постов и прочими SMM-штуками даст результаты гораздо быстрее. Если у тренера пока нет достаточной финансовой базы, чтобы вкладывать в продвижение деньги, экспериментировать с рекламой и т.д, все равно стоит начинать. Работайте своими силами, пишите, фотографируйте, наполняйте страницу и привлекайте органический трафик.
Дальше, когда появится дополнительный ресурс, можно будет привлечь SMM-специалиста.
Найти хорошего SMM-щика — непростая задача. Но, если вы точно понимаете, что писать посты — не ваше, в рекламе и аналитике разбираетесь не очень, то лучше поручить это специалисту. Или хотя бы поработать с ним в формате консультаций, чтобы из первых рук научиться отдельным процессам для вашей страницы.
Можно пройти и полноценное обучение SММ. Более того, если тренер придет к своему руководству и скажет: «Я хочу продвигаться в соцсетях, помогите мне этому научиться», — любой адекватный управленец с радостью пойдет навстречу и найдет возможность организовать обучение.
Сейчас в фитнес-индустрии просто ответственных сотрудников гораздо больше, чем ответственных и инициативных. С инициативой, откровенно говоря, большой недобор. Поэтому, если сотрудник приходит с таким запросом, то это уже праздник. И моя позиция — поддерживать таких людей, насколько это возможно.